Более десяти лет назад европейцы начали открывать для себя новую общую денежную единицу — евро. Именно в то время немцы, бельгийцы, французы, итальянцы и другие впервые получили возможность обменять свои национальные деньги на валюту, на которую в Евросоюзе возлагались большие надежды.
Почему и как решились 17 государств содружества пожертвовать своими национальными деньгами и перейти на евро? И что сегодня помешало стабильности еврозоны?
1. Евро мысленно конвертируют в национальные валютные единицы
Даже теперь, более чем через десять лет после внедрения евро, для некоторых бельгийских потребителей, скажем, килограмм помидоров стоит 2 евро, а для некоторых 80 франков. Люди, особенно старшего возраста, мысленно каждый раз конвертируют деньги, чтобы сравнить нынешние и прежние цены.
«На самом деле, сравнивать евро и бывшие франки нет особого смысла, — объясняет Жан-Филипп Дукарн с бельгийской организации защиты прав потребителей. — Даже критикуя евро, мы берем в пример бывшую денежную единицу, чтобы сказать: «Видите, в евро это стоит дороже». Но увы, причина в подорожании уровня жизни».
2. Главная цель евро — стабильность — пока не достигнута
Почему европейское содружество решило создать единые деньги? Идея евровалюты возникла еще в конце 70-х годов. Только в 1992 году ее вписали в европейский основополагающий документ, так называемое «Мастрихтское соглашение». Тогда же Германия предложила назвать эту валюту «евро». Еще через 6 лет 11 государств были отобраны на основе ряда условий для перехода на новую денежную единицу. В частности, речь идет об ограничении дефицита госбюджета, долгов и инфляции. Еще тогда не все страны соответствовали этим критериям, хотя обещали быстро исправиться.
Сейчас эта так называемая «еврозона» насчитывает 17 государств, но в ней нет того, что было главной целью создания валютного союза, а именно: стабильности. Собственно, весь Европейский союз сейчас переживает сложный и глубокий кризис.
3. Европейский центральный банк, который не стал форпостом
Экономисты объясняют это тем, что создавая валютный союз, страны-основатели допустили грубую роковую ошибку. Они думали, что для нормального функционирования еврозоны достаточно создать Европейский центральный банк. До недавнего времени все бы шло хорошо. Впрочем, после обвала финансовых рынков 2008 года, долги многих государств еврозоны резко возросли, что привело к «сбою» во всей денежной системе.
4. Нужно полноценное экономическое правительство
Сейчас еврозона пытается создать не только финансовое, но и бюджетно-экономическое сообщество, которая могла бы принимать неотложные политические решения. Жан-Клод Юнкер, глава Еврогруппы, по этому поводу говорит: «Если мы хотим стать экономическим правительством (объединенной) Европы, нам следует иметь амбиции настоящего правительства».
«Я хочу, чтобы у всех наших поступках методы работы были более политическими», — добавил господин Юнкер, выступая в Европарламенте.
Но задача создать экономическое правительство Европы чрезвычайно сложное. Ведь государствам во имя европейского проекта придется дальше идти на немалые жертвы.
5. Евро как обязательство отказаться от экономической суверенности
Более десяти лет назад страны, вроде Германии или Франции, отказались от части своей национальной идентичности, то есть национальных денег. Теперь для объединенной Европы им придется отказаться и от большой доли своей экономической суверенности. С этим согласны далеко не все, поэтому нестабильность и недостаток доверия остаются и дальше главными признаками еврозоны.
Популярность: 11% [?]