Предполагаемое тайное стремление Ирана к созданию ядерного оружия доминировало в заголовках газет на прошлой неделе. Однако, помимо театральности выступлений президента Махмуда Ахмадинежада и госсекретаря США Хиллари Клинтон, важно помнить, что необходимо направить усилия на устранение коренных причин иранской ядерной проблемы, а именно распространение технологий двойного назначения, таких как обогащение урана для стран, находящихся за пределами кольца самых крупных мировых держав.
Проблема обогащения урана является двойственной: это жизненно важный компонент гражданской ядерной энергетики, но обогащенный уран также может быть использован для производства материалов для ядерного оружия. Центрифуги, которые обогащают природный уран до уровня, необходимого для работы гражданских реакторов, могут также обогатить уран до высоких уровней, используемых для создания ядерных бомб.
В последние годы несколько стран предлагали различные многосторонние подходы к обогащению урана. Наиболее далеко идущие предложения поступили из Германии, которая призвала к созданию центра по обогащению урана на международной территории, аналогичной территории, оккупированной штаб-квартирой ООН, под контролем и управлением Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ).
У России также есть некоторые предложения по данному вопросу.
Международный центр по обогащению урана в Ангарске (МЦОУ) уже запущен и работает в центральной России. Государства, которые покупают акции центра участвуют в управлении и получают доступ к его услугам. Тем не менее, только Россия занимается эксплуатацией объекта и имеет доступ к технологии обогащения. Акционеры получают дивиденды от продажи услуг по обогащению. В настоящее время Армения, Казахстан и Украина участвуют в МЦОУ.
Также, Россия и МАГАТЭ договорились о создании так называемого банка топлива в Ангарске, гарантийного запаса низкообогащенного урана (НОУ). Концепция банка топлива похожа на страхование для государств, которые предпочитают не развивать свои собственные внутренние условия для обогащения урана.
МЦОУ и банк топлива обеспечивают альтернативную модель национальным контролируемым центрам по обогащению. Импортер выигрывает в плане безопасности и получает дешевое реакторное топливо, принося в жертву только один день, в который гражданский центр по обогащению превращается в военный, что запрещено в соответствии с договором о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО).
В средствах массовой информации есть свидетельства о том, что Аргентина, Бразилия, Египет и Южная Африка были в числе восьми стран, которые проголосовали против предложения России о топливном банке, когда оно поступило на голосование в МАГАТЭ в ноябре 2009 года. Аргентина, Бразилия и Южная Африка обладают относительно развитой ядерной отраслью. Эти страны опасаются, что многосторонние подходы к ядерному топливному циклу, в конечном счете, ограничат доступ государств к мирному использованию ядерной энергии, право, которое закреплено в ДНЯО.
В результате, Россия взяла на себя инициативу по вопросу о разработке многосторонних подходов к ядерному топливному циклу при активной поддержке Соединенных Штатов. Вместе со своими партнерами, они должны работать над текущей Конференцией по рассмотрению действия ДНЯО.
Международное сообщество должно предпринять серьезные дипломатические усилия, чтобы разработать и согласовать необходимые меры в целях урегулирования ядерной проблемы в 21 веке.
Uranium Enrichment and the NPT: Preventing the Next Iran
Популярность: 2% [?]